Методика РК1 страница 5    1 2 3 4 5 6

На предыдущих страницах мы рассматривали какие можно проводить упражнения лечебной физкультуры (ЛФК), движения на координацию и баланс. В данной же главе мы хотим рассказать, что:

плюс для того, чтобы в процессе реабилитации подобрать больше механизмов того, как достучаться до парализованных мышц с помощью реабилитационного комплекса КОординацияЛфкБАлансСА еще можно проводить Стимуляцию и Активизацию нервно-мышечной системы пациента по следующей методике:

Смысл данной методики заключается в том, что:

Таким образом, возникает каскад процессов, которые стимулируют поврежденные структуры нервной системы, вследствие чего происходит активизация соответственных парализованных мышц:

А теперь, мы покажем какими способами это все достигается:

Для запуска каскада процессов стимуляции и активизации нервно-мышечной системы выполняются действия, показанные на картинке выше, которые теперь рассмотрим более детально:

Первый способ: помощнику необходимо

- толкнуть пациента во время его пребывания в состоянии равновесия! То есть, помощник должен дестабилизировать состояние баланса пациента, осуществив легкое толкающее движение. Задача пациента - сохранить баланс, поддерживая состояние равновесия.

Второй способ создания стимулирующего импульса заключается в том, что помощник должен

 - потянуть пациента через трос, закрепленный к корпусу или руке пациента (рекомендуем пробовать крепить трос в разные места, в качестве троса можно использовать обычную веревку или хорошо применять растягивающийся его тип: жгут, эспандер, резиновая лента). Задача состоит также в попытке сохранить равновесие.

В осуществлении двух уже рассмотренных способов активизации важным моментом является фактор неожиданности стимулирующего импульса для пациента! То есть, желательно толкнуть или потянуть пациента в неожиданный для него момент - тогда величина стимулирующего импульса будет больше. И задача помощника сделать это Быстро и Резко, но НЕ очень Сильно - так, чтобы усилий пациента хватило для стабилизации положения равновесия. Еще хорошо будет осуществить толкание или тягу пациента сбоку или сзади него, так как это несколько по-другому дестабилизирует баланс и является более неожиданным фактором для пациента.

В следствии таких действий помощника и пациента

непроизвольно активизируются мышцы - ответственные за поддержание баланса и, соответственно, стимулируются структуры нервной системы - поврежденные проводящие пути, через которые стремится пройти импульс к парализованным мышцам.

Все это происходит в условиях абсолютной свободы баланса,

а если пациент потеряет равновесие, то условия РК1 обеспечат ему безопасное приземление!

Поэтому пробуйте проводить стимуляцию, не жалея пациента, без беспокойства, что он завалится в одну из сторон. Более того, даже если часто будет не получаться поддерживать баланс после его дестабилизации, то все равно процесс стимуляции можно считать выполненным, и активизация мышц так же будет происходить.

 

Я хочу здесь еще отметить, что

не должна присутствовать. То есть, для эффекта большей активизации лучше будет, если пациент исключит готовность и возможность поддержать равновесие с помощью опоры на руки. Лучше будет, если стараться сохранить баланс только с помощью мышц корпуса! - Но, в случае, если у пациента очень плохо работают руки или не работают вовсе, то тогда наоборот будет хорошо, если еще пациент после дестабилизации баланса будет стараться поддержать равновесие еще за счет подключения рук, так как в таком случае дополнительно будет реализовываться

и соответственно будет обеспечивается активизация парализованных мышц рук!

 

И еще один способ усилить потенциал стимулирующего импульса - это

- Осуществление упражнений, применяя повязку на глаза или сознательно закрывая глаза! В таком состоянии очень рекомендую проводить активизацию рассмотренными выше первыми двумя способами, а также при закрытых глазах выполнять упражнения, например: просто ловить баланс или в таком состоянии можно хорошо выполнять все другие ранее рассмотренные упражнения (выходы вперед, наклоны и т.д.). Все это также генерирует стимулирующие импульсы.

Одним из критериев, свидетельствующих о том, что стимуляция обеспечивается в достаточном объеме, является

ощущение легкой опасности пациентом потерять баланс. Мы рекомендуем, внимательно изучить вышерассмотренные правила действий помощника и пациента, а так же способы усиления потенциала стимулирующего импульса, так как применяя данные выше моменты - выполняются еще другие упражнения на стимуляцию-активизацию, например:

Ловля мяча пациентом в различных вариантах:

Первый вариант этого упражнения состоит в том, что после легкого броска помощником мяча в сторону пациента, последний должен просто поймать мяч и обязательно при этом сохранить равновесие! Поверьте, что реализовать данную задачу ослабленным пациентам (и средней степени) - будет не так просто. А если, кому покажется такая задача легкой - тогда пусть попробует сохранить баланс

когда пациент улавливает мяч в состоянии равновесия с закрытыми глазами. В этом упражнении помощник бросает мяч, предупредив о своем действии, а также рекомендуем помощнику бросать мяч в сторону пациента в неожиданный для него момент без предупреждения. В таком случае концентрация внимания у пациента усиливается, и что также способствует усилению потенциала стимулирующего импульса.

Также для усложнения улавливания мяча предлагаю следующие варианты:

В левой части на картинке выше обозначено, что стоит улавливать не только мяч, но и другие предметы (подушка, мягкая игрушка, предметы разного размера). Тип предмета тоже влияет на сложность его улавливания. В правой части на картинке выше показано упражнение, смысл которого - улавливание летящего мяча в положении сидя с вытянутыми вверх руками (осуществляется это двумя способами: при поднятых руках вверх заранее или поднимаем руки вверх в момент приближения мяча). Желательно вытягивать руки вверх максимально, а тем кому это удается не так хорошо, нужно будет осуществить поднятие рук насколько это получается - что обозначено двумя красными стрелками. Все это делается в состоянии равновесия и его сохранения, еще для большей сложности все это делать также можно с закрытыми глазами.

Еще пробуем сохранить равновесие при отбивании мяча по направлению к помощнику следующими способами:

1) двумя или одной рукой 2) как при игре в волейбол 3) советую еще пробовать отбивать мяч головой! И также на следующем рисунке мы хотим показать,

что отбивать мяч  головой можно пробовать под разными углами, а также осуществляется данное действие в момент выхода вперёд с последующим сохранением равновесия.

И в продолжении этой серии упражнений на РК1 стоит еще выполнять

прием мяча на грудь в балансе, в момент выходов вперед, с отклоном назад на колбасу по рассмотренным ранее правилам.

Рассмотрим еще один более усложненный вариант улавливания летящего предмета:

В данном упражнении перед пациентом стоит задача - в состоянии равновесия уловить летящий с приличной скоростью предмет, сохранив при этом равновесие и выполняем это же упражнение в варианте с отбиванием от себя предмета (и еще для усложнения делаем это с закрытыми глазами). Таким образом, при выполнении рассмотренных упражнений возникает мощный стимулирующий импульс, активизирующий парализованные мышцы корпуса и рук. И данные упражнения любой их сложности могут и должны выполнять на РК1 пациенты с любым тонусом мышц, не обращая внимание на сколько это поначалу все будет получаться!

И так как все такие упражнения способны активизировать глубокие мышцы корпуса - мышцы стабилизаторы, что есть очень полезно для любого пациента, даже с очень крепким корпусом, то продолжим изучать подобные упражнения:
Выполняем еще следующий вариант:

На картинке выше показано упражнение, заключающееся в том, что: а) помощник бросает предмет, когда пациент находится облокоченным на колбасу б) затем задача уловить предмет в момент выхода вперед в состоянии равновесия, с последующей его стабилизацией! Если в процессе выхода вперед не удалось поймать мяч, то отбиваем предмет от себя, что также можно делать как отдельное упражнение.

Плюс для усложнения применяется бросок и улавливания предмета под углами. Для этого помощник бросает предмет не строго прямо на пациента, а немного в сторону от него:

Также на картинке выше - справа мы еще обозначили важный момент  - что для доп.подстраховки сбоку на кровати располагаем подушки (нарисованы красным цветом) .

Еще прошу обратить внимание на то, что поймать мяч в руки желательно, но не является принципиально важной задачей, так как в случае неудавшейся попытки уловить мяч (и равновесие) - стимуляция все равно возникает. Поэтому, кому сложно удается уловить мяч, мы также советуем выполнять данные упражнения! И еще таким пациентам и другим остальным хочу предложить следующее упражнение активизации, в котором необходимо совершить

Некоторым пациентам с ослабленными руками (особенно тем, у кого отсутствует схват в пальцах) осуществить удар по мячу будет легче сделать, нежели чем поймать мяч. Однако, сохранить при этом баланс будет не так легко (особенно при сильном ударе), что есть хорошо. В данном упражнении удар делается по мячу, летящему как спереди, так и со стороны! И напоминаем, что в качестве мяча может выступать любой другой предмет, например, мягкая игрушка или подушка.

Мы рассмотрели варианты, при которых пациент ловит мяч или отбивает его. Теперь рассмотрим другой вариант - бросание мяча пациентом в балансе разными способами :

Улавливание мяча - это более стимулирующие упражнения, нежели бросание мяча пациентом, однако последнее действие тоже обладает стимулирующим эффектом, так как после броска больной тоже должен сохранить равновесие. Но в этом варианте будет легкая стимуляции. Для усложнения можно кидать мяч

в момент возвращения назад на колбасу или в момент выхода вперед, с последующим сохранением равновесия. Еще в плане тренировки координации хорошо

осуществлять броски на точность. Для этого применяются: игровое баскетбольное кольцо или для заброса мяча корзину формирует двумя руками помощник).

 

И еще, стоит бросать и ловить предметы не только спереди, но и:

1) сбоку: улавливание и бросание различных предметов, например, кольцо на руку; сложнее всего поймать мелкие предметы; и также нужно ловить крупные более тяжелые, например, поймать подушку сбоку будет легче, но это усложняет процесс сохранения равновесия. Все данные упражнения нужно пробовать делать, и выполняются они с помощью контроля зрения и плюс вторым способом - не смотря в сторону полета предмета.
2) улавливание и бросание предмета назад: в зависимости от расположения РК1 осуществляются показанные выше упражнения с участием помощника. В случае, если за колбасой нет места и располагается стена, то хорошо кидать мяч назад - с последующим его обратным улавливанием (или просто бросить со всей силы предмет назад единожды) .

И последний вариант стимулирующих упражнений с мячом:

В условиях баланса пациент подбрасывает вверх мяч и после улавливает его. Для тех, у кого слабые руки хорошо применять воздушные шарики, так как их легче подбивать (причем данное действие можно осуществлять еще плечами и головой. А чтобы вернуть шар в случае, если он улетит, привязываем его длинной ниткой).

Упражнения с мячом, в отличие от первых способов стимуляции, обладают менее стимулирующим эффектом и большим эффектом для тренировки координации (целевые упражнения). Такой комбинированный эффект также относится к методам стимуляции на РК1, потому что когда в процессе упражнения на координацию

пациент стремится выполнить действие на достижение цели, особенно если это происходит в интенсивной игровой форме, то также запускается каскад стимулирующих импульсов через поврежденные структуры нервной системы для активизации парализованных мышц, участвующих в реализации целевого действия!!! Поэтому, приведем еще примеры таких упражнений, выполняемых на РК1:

В процессе данных упражнений возникают стимулирующие импульсы по причине того, что пациент выполняет целевые координационные действия, осуществление которых еще приводит к легкой потере баланса и вынужденному положению пациента сохранять его, в результате чего также генерируется стимулирующие импульсы. Например, в процессе улавливания предметов или жонглирования в состоянии равновесия с его сохранением. Или упражнения с шариком:

Начало картинки отображает, что в процессе упражнений с небольшим шаром - он часто улетает в сторону. Поэтому, выполняются следующие этого вида упражнения на РК1: 1) в конце картинки выше показано, что для того, чтобы шарик не улетал при его набивании теннисной ракеткой, он прикрепляется к ней ниткой через проделанное в центре или сбоку ракетки отверстие 2) красным прямоугольником обозначено упражнение с закрепленным на запястье шариком через резинку 3) а также подобный мячик можно закрепить к голове через ремешок или кепку, после чего осуществляется его боксирование, что обозначено синим прямоугольником. Все упражнения нужно стараться выполнять в балансе, и они также интересны   для развития координации и укрепления мышц рук и корпуса.

Еще можно сделать на резинке более крупный такой мяч, который удерживается в двух руках через небольшую палку или мяч фиксируется к ручке от эспандера (выполняются различные движения, вращение такого мяча над головой и можно выполнять упражнения с двумя такими шарами).

Помним, что для усиления стимулирующего импульса выполняем данные координационные упражнения при усложненных условиях, например, при закрытых глазах!

Следующее координационное упражнение для проведения активизации-стимуляции:

Это удержание не очень устойчивых предметов в балансе, располагая их на вытянутой руке и на голове (как по отдельности, так и сразу в двух местах). При этом пациент поддерживает сохранение равновесия на протяжении выполнения всего упражнения, где в качестве предметов для удержания могут выступать:

(мягкая игрушка, небольшая подушка, одна или несколько книг, один или несколько кубиков, поставленных друг на друга)

На следующей картинке отображено, что:

удерживаем предметы не только на вытянутой вперед руке, но и отведя руку в сторону, а также выше показано упражнение, задача в котором удерживать небольшой шарик на дощечке. В качестве дощечки можно использовать пустую коробку от конфет с бортиками, за счет которых шару тяжелее упасть (и при таком варианте задача - удерживать шар в центре коробки. Также можно ниткой через подбородок зафиксировать такую коробку на голове для выполнения этого упражнения, тоже удерживая положение шара в центре).

Такие упражнения также тренируют координацию и баланс, и в процессе их выполнения во время нарушения устойчивости удерживаемого предмета возникают стимулирующие импульсы, направленные на активизацию парализованных мышц корпуса и рук. Для еще большей стимуляции применяем:

- в качестве удерживаемого предмета - пластиковые стакан и тарелку с небольшим количеством в них налитой воды. Также удерживая на вытянутой руке или на голове или одновременно в двух местах. При потере равновесия потенциал стимулирующего импульса в данном упражнении будет еще больше! А последствия разливания небольшого количества воды будут стимулировать пациента стараться удерживать баланс еще сильнее.  И все это есть очень важно! И в данном случае вовсе не обязательно наливать полный стакан или на половину воды, так как опасение пациента разлить объем воды даже с чайную ложку уже будет давать свой положительный эффект!


Еще один очень значимый момент: в процессе всех рассмотренных координационных упражнений на активизацию-стимуляцию для усиления потенциала стимулирующего импульса важно усложнение условий выполнения упражнений - например, при закрытых глазах. А также очень важна внешняя дестабилизация баланса! Например, в процессе набивания мяча на теннисной ракетке пациентом или при удержании им неустойчивого предмета - для дестабилизации равновесия - помощнику нужно потянуть пациента, толкнуть его или бросить в пациента какой-нибудь предмет:

Бросание в пациента предмета (различного типа и размера) - является тоже одним из очень действенных способов дестабилизации баланса! Рекомендуем помощнику бросать предметы не только строго прямо на пациента, но и с различных сторон - Здесь еще хорошо осуществлять дестабилизацию баланса, кидая мяч в пациента сзади (ровно как и в случаях при потягивании или толкании пациента сзади).  Еще с помощью такого метода осуществляется упражнение, когда пациент сидит в состоянии равновесия, а помощник бросает в него предмет - и в неожиданный для пациентa момент. А также выполняется упражнение, когда больной при закрытых глазах старается сохранить равновесие после попадания в него предмета.
Также данный способ внешней дестабилизации баланса применяется при осуществлении пациентом различных упражнений, например:

в упражнении, когда пациент осуществляет выход вперед в состояние равновесия, а помощник в этот момент бросает в корпус пациента предмет И задача пациента - все таки суметь выйти в состояние равновесия и стабилизировать его.
И таким же образом реализуется активизация-стимуляция в процессе других упражнений.

В процессе всех рассмотренных  выше упражнений гарантируется генерация стимулирующих импульсов! А дополнительные способы дестабилизации баланса и другие упражнения на активизацию-стимуляцию рассмотрим на следующей странице.

1 2 3 4 5 6