Построение занятий при параличах

страница 3    1 2 3 4 5 

Теперь поговорим о важных моментах, которые следует учитывать при построении реабилитационной тренировки.

 Перед началом тренировки желательно слегка размять мышцы, снять с них спастичность. Для этого бегло применяем активно-пассивную гимнастику; пребываем на валике; выполняем легкую растяжку в положении на боку. Только не увлекаемся растяжками в других положениях, так как такие растяжки, как, например, в положении сидя с прямыми ногами и прочие могут быть вредны (при их неправильном или длительном применении) и в них нет принципиальной надобности:

(слева примеры отрицательных растяжек, справа - положительных)

В тренировку включаем больше упражнений на укрепление мышц корпуса, малоативных конечностей.

 Для корпуса, рук и ног подбираем набор изолированных упражнений, где важно учитывать выполнение данных отдельных действий в самых разных положениях - например, общался с некоторыми ребятами, которые уже занимаясь более 5 лет, пробовали совершать подъемы ног в положении только лежа на спине, при этом ни разу не осуществляли движения ногами в положении лежа на животе. А ведь в различных положениях по-разному прорабатываются мышцы, поэтому будь это упражнения для рук или ног, или корпуса нужно действовать во всех положениях (на спине, на боку, на животе; а также еще, например, те же движения руками, ногами пробовать совершать в положениях сидя, стоя) и в разных амплитудах и направлениях.

Все изолированные движения следует развивать даже если они совсем плохо удаются и особенно если нет видимой амплитуды - в этих случаях обязательно следует действовать и с помощником по активно-пассивному взаимодействию, и на подвесах-противовесах (данные методы применяются не только для развития очень слабых мышц, но и при видимых амплитудах движений для их увеличения до максимально возможных величин).

Корпус, руки и ноги также хорошо развиваются при выполнении комплексных движений, то есть во время упражнений, задействующих всё тело. Поэтому, к набору изолированных упражнений необходимо также подключать и тренировать практические многосоставные двигательные навыки: пересаживаться с места на место, присаживаться из положения лежа, привставать из положения сидя, учиться переходить из одного положения в другое и так далее совершать движения, которые приносят новые двигательные познания!

При этом делаем акцент на формирование верной координации.

А для того, чтобы понять, как именно реализуется то или иное движение или связка движений, попросите помощника, чтобы он вначале сделал сам данное движение, медленно воспроизводя его на себе, а вы понаблюдайте за своим помощником и пусть он еще словами объясняет как именно и в какой последовательности он воспроизводит данное конкретное действие (в общем важны все детали, например, постановка рук и ног, наклон спины, углы и все остальное в реализации конкретного движения и их связки в целом двигательном навыки). Такие практические обсуждения с помощником помогут пациенту выполнять все движения предельно точным правильным образом. И затем

 

после такого изучения движений на помощнике, всё разобрав и обменявшись таким образом информацией друг с другом, все эти нюансы применяет уже пациент в реализации данного действия, причем вне зависимости насколько оно у него получается, хоть даже может совсем не получаться - где в этом случае

 

в случае если плохо или совсем не удается реализовать какой-нибудь двигательный навык, то предварительно изучив этот навык на помощнике, пациент непосредственно на себе при участии помощника воспроизводит всю мозаику данного навыка из ранее разобранных его деталей. И так можно тренировать все многосоставные движения (повороты, привставания, присаживания из положения лежа через сторону, все виды передвижений и так далее). И даже если у пациента хорошо будет получаться, то все равно желательно просить помощника ему самому выполнить это определенное действие, чтобы он изучив его на себе, мог помогать, координировать и контролировать действия пациент в соответствии с тем, как данный двигательный навык выполняется здоровым человеком. 

 Еще нужно хорошо тренировать статичные позы устойчивого положения сидя, вертикального положения стоя. То есть учимся свободно поддерживать равновесие в положении сидя, стоя, добиваясь в них максимально устойчивого состояния. Также в этих положениях подключаем разнообразные упражнения.

Больше стараемся работать в положениях лежа, в положении сидя и обязательно при любом тонусе корпуса нужно давать нагрузку на ноги (если корпус очень слабый, то нагрузку на ноги в вертикальном положении тоже нужно, хотя бы немного). И по возможностям добавляем комплекс упражнений на четвереньках и коленях.

Отдаю немного больше приоритет тем или иным занимаемым положениям, потому что есть такая заумная теория, что мол восстановление обязательно проходит в порядке в соответствии со стадиями развития ребенка, по которой без достижения начального этапа невозможно освоить последующий, а соответственно без достижения определённого начального этапа якобы нельзя даже и близко приступать к другим. Такая теория для кого-то может показаться пикантной, однако является ошибочной по отношению к пациентам с приобретенными нейротравмами! Данную теорию любят распространять некоторые реабилитологи, которую они передрали из учебников по реабилитации детей с ДЦП! У детей с детским церебральным параличом отмечаются неправильное двигательное развитие и поэтому, действительно, для формирования их развития часто применяется строго последовательная реабилитациях (и у здоровых младенцев тоже обычно развитие происходит строго последовательно).  Многие реабилитологи, одевают  данную теорию пациентам на уши и говорят, что у пациента будет происходить выздоровление прям обязательно строго последовательно, словно как у ребенка с намеком, что обладают методами точного воплощения всего этого. Но это обман, потому что взрослый человек это не ребенок! И у взрослого человека не обязательно бывает, что восстановление происходит в строгой последовательности! Дело в том, что представление о реализации двигательных навыков у взрослого человека уже имеется, просто у него вследствие травмы только ослабели мышцы, которые будучи бы крепкими, позволили бы реализовать тот или иной двигательный акт. И это доказывается теми случаями, когда пациенты после легкой травмы через пару месяцев начинают ходить (не учась для этого сначала ползать на четвереньках, коленях и так далее). А также есть пациенты со средней тяжестью травмы, которые по ходу  реабилитации могли ходить, а более начальные действия, как ползание на четвереньках, реализовать не могли (знаю таких лично).

И так же мне знакомы пациенты, которые наслушавшись этой ложной теории, длительно не пробовали осваивать очень многие двигательные навыки, а старались выполнить в основном начальные упражнения, делая только их, например, осваивали упражнения в положении лежа и почти не занимались в других положениях - в результате чего, не обеспечивалась полноценная нагрузка и соответствующее должное развитие. Ну правильно, зачем же будут эти пациенты стремиться осваивать навыки и упражнения в положении сидя, стоя, ведь им так называемые профессиональные реабилитологи запретили это делать, пока данные пациенты не научатся делать упражнения более начальных этапов. И многие поэтому так и вертятся только лежа - часто без особых продвижений. Я ни в коем случае не против освоения пациентом самых простых начальных этапов, а только за (на начальное и более простое акцент больше и делаем), я просто поясняю ошибку, заключающуюся в зацикленности ложного мышления, что мол: "пока не освою это, не должен делать то; например, пока не научился переворачиваться, поэтому буду делать в основном только повороты на боку и так далее" - такое мышление обкрадывает реализацию своих возможностей!

Более профессиональный подход состоит совсем в другом, например, в реабилитационных центрах США, можно увидеть, что многих не имеющих движений в ногах (и даже не способных держать баланс сидя) таких столь ослабленных пациентов обучают в положении стоя навыкам ходьбы! Разумеется, для осуществления этого нужны специальные методы и условия, ведь в обычных условиях таких сильно ослабленных пациентов даже просто вертикализировать будет сложновато и с сильными перегрузками, не говоря уже о ходьбе! Но это только для примера, что передовые методы самых дорогостоящих центров мира подразумевают развитие сразу всего, в том числе и навыки казалось бы таких последних этапов реабилитации!

И, конечно, это не значит, что нужно впадать в другую крайность и перераспределять большую часть своего времени на освоение более сложных навыков - ведь, это тоже частая ошибка, допуская которую, многие получают вред от перегрузок во время длительного пребывания в опорных положениях тела (стоя на коленках, в положении стоя) и при этом, забывая о более простых упражнениях, мало уделяя занятиям в положении лежа и сидя.

Для более правильного понимания сформулирую вывод данного принципа:
Немалой ошибкой в реабилитации является ступор только на выполнении упражнений начальных этапах (или только преимущественно в одном положении) без каких-либо попыток освоения навыков последующих этапов реабилитации и в других положениях. Упражнения и навыки всех этапов лучше следует осваивать одновременно с большим уклоном на начальные, плохо освоенные этапы + с меньшим, но также обязательно следует обучаться выполнению упражнений и освоению навыков последних этапов обучения, включая вертикализацию! К этому принципу я пришел на основе достижения своих улучшений, а также изучив опыт восстановления других пациентов, я еще раз убедился, что обучение поздним практическим навыкам способствует более быстрому усвоению ранних!

Разумеется, если пациент очень сильно ослаблен, то нельзя просто так по появившемуся желанию запаковать его в коленоупор для пребывания стоя такого пациента например больше 5 минут подряд, - ведь, очень сильно ослабленному рекомендовано вначале побольше окрепнуть в положении лежа и сидя. Но принцип одновременного освоения всего, желателен даже для очень ослабленных, исходя из которого основная большая часть времени уделяется освоению простому, но немного и сложному внимание уделяем.

И конечно, про слишком сложные действия я не имею ввиду, например, как попытки обучения очень сильно ослабленного пациента передвижению на коленках или ходьбе, - к этому нужно подходить только после определённого укрепления; а особенно если пробовать это реализовывать в обычных условиях, то такие сложные действия должны осуществляться только в дальнейшем и при соответствующем подготовленном состоянии. Но даже очень сильно ослабленному пациенту весьма будет полезным и обязательно нужным такое, как кратковременная вертикализация или, например, попытки обучения с помощью специальных методов такого пациента привставать с кровати, даже если у него это никоим образом самому не получается.

 Подтверждение правильности данного принципа я увидел на видео занятий реабилитационный центров США, но до этого я к такому пониманию пришел раньше сам, опробовав в своей программе занятий, а также убедился в правильности, когда посоветовал некоторым своим знакомым попробовать подключить умеренно вертикализацию, побольше занятий в положении сидя, и еще выполнение ряда некоторых действий, после чего у них динамика улучшения несколько сдвинулась вперед (а до этого данные люди занимались в основном только лежа, так как были обработаны ЛЖЕреабилитологами теорией о предельно строгой последовательности).

Безусловно, что реализовать этот принцип занимающемуся самореабилитацией человеку без методологического для этого руководства будет не так легко, да и возможен риск переборщить с нагрузкой. Убедился, что незнание того, как осуществить данный принцип, есть и у многих реабилитологов, - наверное еще и по этой причине они придерживаются теории о строгой последовательности реабилитации по аналогии развития ребенка. Но, если пациент будет пробовать реализовывать принцип одновременного развития всего и во всех положениях, соблюдая правила данного принципа, а также занимаясь по предложенной нами системе реабилитации, то у него появится возможность правильно и максимально полноценно воплотить вышеданный принцип, так как подход к занятиям на представленных нами реабилитационных комплексах содержит все необходимые условия для освоения любых сложных навыков (в том числе по способу обучения ходьбе, применяемого в центрах США) и другим многочисленным авторским способом данной системы, все которые можно реализовать в домашних условиях,  постепенно осваивая и простое и сложное, но с одновременным развитием и восстановлением сразу большинства двигательных навыков во всех положениях:

Что собственно позволяет быстрее и гармоничнее восстановить функции опорно-двигательного аппарата; при этом проводя в домашних условиях тренировки уровня мировых реабилитационных центров, примерно в этих пределах (так как еще в предложенной системе реализуются много методов, незнакомых и не встречающихся в каких-либо центрах)

 Тема, касаемая последовательности восстановления является одним из примеров уловок (или неведения) многих реабилитологов, а также данную тему нужно было поднять, чтобы лучше разъяснить конечную мысль насчет занятий в различных положениях:

 основой реабилитационного процесса являются занятия в положениях лежа, сидя и стоя, где в последних двух позах важно учиться поддерживать равновесие, и в дальнейшем научиться держать баланс с усложняющими действиями, например, фиксация устойчивого положения сидя и стоя при активных подъемах рук.

А положения на четвереньках и коленях

 

не являются столь ключевыми и относятся к трудным положениям, так как нередко в них сложно вывести пациента, есть риск перегрузок поясницы и травмоопасности. Но тем не менее выше я говорил, что по возможностям подключаем еще упражнения в положении на четвереньках и коленях тоже, потому что, несмотря на отсутствие гипербольшой необходимости данных положений,  занятия в положениях на четвереньках и коленях помогают тоже проработать мышцы, вносят свой вклад в развитие кинематических связей и участвуют в раскрытии дополнительной части нейропотенциала; да и для развития общих движений полезны - поэтому, в предложенной нами системе реабилитации мы расписывали также много различных упражнений в положении на четвереньках и коленях, тем более, что с помощью РК2 можно легко вывести пациента в данные положения для занятий без перегрузок и травм.

Таким образом основа - это все же комплекс двигательных мероприятий лежа, сидя и стоя. + дополнительно желательно подключение положений на четвереньках и коленях, особенно в случаях, когда восстановление идет сверху вниз (то есть появляются движения вначале в верхних сегментах, затем в нижних сегментах тела) - для этих случаев, работа на четвереньках и коленях (упражнения, а также передвижение в этих позах) будет помогать укреплять сегментарные появляющиеся движения и способствовать дальнейшему их появлению, разумеется вместе c основным комплексом упражнений в положениях лежа, сидя и стоя.

Ну и ставя точку в этом вопросе, в силу его важности, еще раз уточню, что данная расстановка приоритетов занимаемых в тренировках положений не означает, что занятия на коленках и четвереньках ставятся под запрет, - нет, это тоже будет сильно ошибочным, поэтому наоборот, занятия на четвереньках и коленях очень важны, но так много и подробно разбираю данный вопрос, чтобы показать какие положения являются абсолютно необходимыми и ключевыми, на которые нужно делать акцент, а также, чтобы разоблачить лживую теорию о применении предельно строгой последовательности детского развития, которое хотят натянуть на взрослого пациента, ведь, например, если пациент, травма которого позволяет ему восстановить ходьбу, будет заниматься только в положениях лежа, сидя и стоя, тогда такой пациент тоже обязательно восстановится. А упражнения на четвереньках и коленках поэтому являются второстепенными, но дополнительно заниматься в них очень-очень желательно.

 Поэтому, что касается последовательности, то здесь больше актуально применение данного аспекта в самой тренировке при смене занимаемых положений, например, действуя вначале лежа, потом сидя, а потом переходя к вертикализации; а в дни, когда еще подключаем дополнительные положения, то реализуем действия в следующей последовательности: лежа-сидя-на четвереньках-на коленках-стоя. И здесь еще также помним, что если, например, на сегодня стоит задача побольше натренировать какой-нибудь навык в положении стоя, то упражнения в предыдущих положениях подбираем в самом небольшом количестве, чтобы побольше сил было именно для вертикального положения.

И также учитываем, что чем лучше будет получаться действовать в предшествующих положениях, тем лучше будет удаваться в других последующих положениях - поэтому, например, для улучшения навыков вертикальной позы следует побольше тренироваться в предыдущих позициях. Потому что, если в основном заниматься в более сложных положениях, как на коленках или в положении стоя, то это будет существенной ошибкой. Учитываем это все, но не впадая в крайности, так как систематические занятия в положении стоя очень важны, то есть несмотря на то, что обычно больше стараемся уделять времени другим положениям, уделяем обязательно внимание и периодическим занятиям в положении стоя.

(что именно нужно делать в каждом из этих всех положений детально было рассказано в соответствующих разделах).

О режимах осуществления движений и об остальных рекомендациях расскажем на следующей странице.

страница 3    1 2 3 4 5